Спорт в Древнем Египте

Нередко приходится слышать и даже читать, что спорт, которому уделяется в наше время столь много внимания и времени, зародился и развился в древней Греции.
Конечно, никто не станет отрицать, что древние греки высоко ценили спорт. Достаточно напомнить знаменитые Олимпийские игры и роль физкультуры в воспитании и образовании в классической Греции. Олимпийские игры были — это надо подчеркнуть — общегреческим празднеством и даже служили хронологической эрой.
Однако в интересах истины надо сказать, что задолго до первых Олимпийских игр в Греции — они происходили в 776 г. до н. э.— спорт процветал в древнем Египте, что совершенно неопровержимо доказано источниками. В древнем Египте и в древней Греции спорт, как и театр, возник и развился в теснейшей связи с культом, что придало ему в известной степени сакральный характер. Но это обстоятельство лишь объясняет его происхождение, хотя ни в какой степени не снижает его значения в разных аспектах общественной жизни обеих стран — и в Египте и в Греции спорт был именно спортом.
В классической Греции, как уже отмечено, спорт был необходимым элементом воспитания и образования гражданина.
В I в. н. э. Ювенал призывал обратиться к спорту как к средству против порчи нравов в римском обществе. Ему принадлежат знаменитые слова, написанные им в сатирах: «Crandum est, ut sit mens sana in corpore sano» («Надо хотеть, чтобы пребывал здоровый дух в здоровом теле»). Иначе говоря, Ювенал видел в спорте важное средство оздоровления духа римского общества: это было не чем иным, как продолжением традиции классической Греции. Смотрели ли древние египтяне на эту проблему таким же образом? На это ответить однозначно не представляется возможным.
Рельеф из Саккара. Известняк (?). V династия. Середина III тыс. до н. э.
Сведения, сообщаемые античными авторами, очень скудны, а порой противоречивы. Так, Диодор утверждает, что спортивные тренировки практиковались в войске и давали свои результаты, в другом месте он, противореча себе, заявляет, что египтяне спортом не занимались. Дошедшие до нас источники совершенно неопровержимо свидетельствуют о том, что это последнее сообщение Диодора не соответствует действительности.
Дошедшие до нас источники — в основном изобразительные — нельзя назвать исчерпывающими ни по количеству, ни по ясности. Но, во всяком случае, они являются совершенно бесспорным доказательством наличия спорта в древнем Египте.
В древнем Египте спорт был привилегией знати и войска. Его существование засвидетельствовано уже на памятниках Древнего царства.
Как об этом повествуют многочисленные египетские тексты, с будущими фараонами воспитывались и обучались дети придворных, и все они изучали отдельные виды спорта, а некоторые фараоны в своих надписях с нескрываемой гордостью говорят о своих спортивных достижениях. Чтобы не быть голословными, обратимся к некоторым конкретным фактам. Излюбленным видом спорта была борьба, изображения которой сохранились от разных времен (рис. 80). Древнейшее из них обнаружено в гробнице везира V династии Птахотепа (XXV в. до н. э.). Борцы изображены в различных позах при использовании разных приемов, что дает возможность судить об этой борьбе в целом. Ее можно характеризовать как борьбу вольного стиля, близкую к современной американской catch as catch. Точные правила борьбы нам неизвестны, однако установлено, что, за небольшими исключениями, ее приемы применяются и в наши дни. В состязаниях по борьбе участвовал и судья. Очень интересно изображение состязания по борьбе в Мединет-Абу, в храме Рамсеса III. Зрителями состязания являются фараон, придворная знать и знатные иностранцы, находящиеся при дворе. Здесь отражен и интересный эпизод: судья, изображение которого не сохранилось, обращается к египетскому борцу, прибегшему к недозволенному приему, со следующими словами: «Остерегайся — ведь ты находишься перед фараоном, твоим повелителем». В состязаниях участвовали не только египтяне, но и иностранцы, которые на изображениях всегда оказываются побежденными! Борцы рекрутировались из воинов войска.
Другим, очень распространенным видом спорта было фехтование палками. Оно впервые изображено на памятниках Нового царства. Фехтовальщики, как и в предыдущем, случае, являются воинами. Стрельбе из лука обучались египетские воины, и, как мы увидим ниже, этим спортом увлекались и сами фараоны.
Вполне понятно, что кроме перечисленных в египетских войсках культивировались и другие виды спорта. В такой стране, как Египет, в жизни которого великая река Нил играла первостепенную роль, было вполне естественно и понятно, что среди разных видов спорта плавание должно было занимать не последнее место. И действительно, несмотря на скудость данных, несомненно его распространение. Во времена Среднего царства номарх Сиута Хети в автобиографической надписи сообщает, что: по велению царя он обучался плаванию вместе с царскими детьми. Но также совершенно несомненно, что умением плавать владели и те, кто был тесно связан с водой по своей профессии, в первую очередь, выражаясь нашей современной терминологией, «работники водного транспорта», т. е. работники основного транспорта в стране. Умели плавать как мужчины, так и женщины. Стиль плавания был близок к тому, который в наше время на-зывается кролем. Здесь нет возможности останавливаться на других видах египетского спорта — поднимании тяжестей, беге, прыжках в высоту и др. Во всяком случае, спорт в Египте любили, и некоторые его виды, как например, уже упомянутое плавание, а также игра в мяч и разные гимнастические упражнения, практиковались не только среди знати и военных, но и в широких кругах населения. Интересно отметить, что в уже упомянутой гробнице Птахотепа изображено трудное гимнастическое упражнение, очень близкое к одному из упражнений в индийской гимнастике, известному под названием падма-асака и служащему для укрепления мышц ног. У египтологов это упражнение получило название «йога».
К спорту, конечно, относятся охота и рыбная ловля. В древнейшие времена в Египте, как и в других странах, охота и рыбная ловля были добывающими промыслами. Конечно, они не потеряли в этом плане своего значения и позже, но, во всяком случае, они стали видами спорта уже во времена Древнего царства. На памятниках V династии (XXV—XXIV вв. до н. э.) охота — в основном спортивное развлечение самого фараона. Позже она становится излюбленным развлечением также и знати. Несомненно, что трудно провести четкую грань между охотой как промыслом и охотой как спортом, но все же в ряде случаев эта грань не неуловима, в иных случаях она подчеркивается в источниках: наука располагает источниками о спортивной охоте и рыбной ловле не только изобразительного характера, но и письменными. В одном папирусе, к сожалению фрагментированном и датируемом временем Нового царства (но текст его восходит к Среднему царству), изданном американским египтологом Р. Каминосом, рассказывается об удовольствиях, получаемых от охоты и рыбной ловли сначала в Фаюме, а позже в Западной Дельте.
Охотились на птиц, на разных животных, водившихся в Египте (преимущественно водная фауна), и на дичь пустыни. Охота на водяных птиц в зарослях тростника и папируса при помощи специальной метательной палки носила явно спортивный характер: это было проявление умения метать такое оружие в птицу. Метательная палка в древнем Египте отличалась от бумеранга — достигнув цели, она не возвращалась к владельцу. Изображения охоты на птиц при помощи метательной палки сохранились начиная от времен Древнего царства на протяжении всей истории Египта.
Рыбная ловля была двух родов: посредством удочки и посредством нанесения удара рыбе гарпуном. Если первый вид рыбной ловли был промысловым, то второй, напротив, имел явно спортивный характер.
Охота на диких животных — на гиппопотамов, носорогов, слонов, львов и диких быков — уже по характеру объекта содержала спортивный элемент, как и в наше время, с той лишь разницей, что в древности она носила, так сказать, более спортивный характер, ибо была гораздо опаснее, чем в наши дни, вследствие отсутствия огнестрельного оружия.
Опасная охота на гиппопотамов, древнейшие изображения которой сохранились от додинастических времен, была долгое время скорее необходимостью, чем спортом. Позже, с постепенным уменьшением числа этих животных в Египте, она бесспорно стала видом спорта (во времена Нового царства).
То же самое можно сказать и об охоте на носорогов (сохранилось лишь одно изображение: фараон Тутмос III охотится на носорога в пустыне в Нубии). Здесь, несомненно, охота спортивная.
Слоны рано исчезли из самого Египта, и египтяне снова столкнулись с ними во времена XVIII династии, т. е. когда египетские войска под предводительством фараонов проникли далеко за пределы Египта, в страны бассейна реки Евфрат, где тогда водились слоны. Как и в упомянутом случае с носорогом, охота на слонов была, по-видимому, привилегией фараонов. В египетских текстах упоминаются как охотники на слонов фараоны Тутмос I и Тутмос III. О последнем говорится, что он убил 120 этих животных.
Что же касается охоты на львов, то ее древнейшие изображения также относятся к додинастическому времени. Как и охота на гиппопотамов, она долгое время была необходимостью для всей страны и имела целью защитить население от этих грозных хищников. Позже, во времена Нового царства, охота на львов стала популярным видом спорта, придворной знати и самих фараонов. Так, например, фараон Аменхотеп III, по свидетельству одного текста, сам убил 102 льва.
Охота на диких быков, водившихся в пустыне, на прилегающих к долине Нила территориях, также была любимым спортом фараонов во времена Нового царства. Так, например, уже упомянутый Аменхотеп III убил немалое их число.
Ряд приведенных выше фактов об участии фараонов в спортивной опасной охоте на диких животных вовсе не является случайностью или результатом произвольных желаний того или иного фараона — оно тесно связано с положением этого последнего в государстве и обществе. По египетским представлениям, фараон был посредником между людьми и миром богов и сам в какой-то степени живым богом па земле. Процветание страны и ее народа в огромной степени зависело от фараона, ее защитника от внутренних и внешних врагов. Среди этих врагов были и животные, опасные для жизни и здоровья людей, которые наносили ущерб их достоянию, уничтожая все необходимое людям. Борьба с этими животными была необходимостью для государства и общества, и организовывать, возглавлять и принимать в ней личное участие должен был в первую очередь сам фараон. Когда этих врагов египтян из мира животных стало меньше, борьба с ними переродилась в спортивную привилегию самого царя и окружавшей его двор знати. Отсюда и активное участие фараонов и его придворных в опасных спортивных охотах.
Но воевать приходилось не только и даже не столько с врагами из мира животных, сколько с враждебными египтянам племенами и народами, и опять-таки эту борьбу возглавляли фараоны. Египет воевал со своими соседями всегда, но только начиная с XVIII династии эти войны превратились в закономерность крупного масштаба, в долгую эпоху египетской военной экспансии. И вполне попятно и естественно, что основным орудием этой экспансии было войско. Отсюда усиленное внимание ко всему тому, что совершенствовало войско,— ко всяким видам спорта.
Если ранее, еще до XVIII династии, фараоны считались идеалом умственного, нравственного и физического совершенства, то начиная с XVIII династии их воинская доблесть выдвигалась на первый план. Фараоны XVIII династии, за редкими исключениями руководившие лично египетскими войсками за пределами страны, не могли относиться безразлично к спортивным занятиям военного характера, которым обучалось их войско.
И действительно, но крайней мере три фараона этой династии в значительной степени соответствовали этому идеалу фараона-полководца. Это знаменитый Тутмос III и оба преемника— Аменхотеп II и Тутмос IV. Первый из них в полном сознании своей необычайной физической силы и мастерства в спорте подчеркивал свои спортивные и физические достижения. В текстах его времени без всякой скромности говорится о его громадной силе и необыкновенных успехах в стрельбе из лука по мишени, его выносливости в беге и т. п. В этом же плане говорит о себе и фараон Тутмос IV. Аменхотеп III, при котором страна процветала в длительном мире, как уже сказано, был заядлым охотником в далеко не безопасной охоте на диких животных.
Среди их преемников были цари. не отличавшиеся ни спортивной, ни воинской доблестью, но тем не менее они пытались создать вокруг себя ореол таковой, оставив заведомо лживые тексты о не совершенных ими подвигах.
Спорт и охота имели своих покровителей в мире богов: богиня Уаджет (богиня города Буто, богиня-кобра) считалась во времена Древнего царства «владычицей плавания»). Покровительницей охоты на птицу и рыбной ловли, как и болот, считалась богиня Сешат (она же богиня письма). Бог Монт был покровителем стрельбы из лука и т. д.
В плане египетского миропонимания, согласно которому поступками людей всегда руководили боги, эта связь спорта с богами легко понятна: боги не могли упустить из сферы своего внимания такой ответственный аспект общественной жизни, как спорт.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему в древнем Египте спорт был привилегией знати и войска?
  2. Какой вид спорта, по вашему мнению, занимал у древних египтян первенствующее место и почему?
  3. Почему фараон принимал активное участие в опасных спортивных охотах?
  4. Были ли среди пантеона богов древнего Египта боги-покровители охоты и спорта и, если да, то почему?
  5. Источники: Академия наук СССР «Культура древнего Египта» 1975г
    Hosted by uCoz