Религия Древнего Египта

Постараемся обрести ту глубину чувств, которыми пропитана великая религия Древнего Египта, вдохновившая многие более поздние религии или даже частично проникшая в них. Для этого мы должны освободиться от типичных предубеждений и банальностей, зачастую представляющих ее как мрачную чашу — обитель богов с головами чудищ, далеких от любой человечности, жестоких и омраченных тревожным ожиданием ужасов потустороннего мира.
Поверхностные суждения такого рода, ограниченные лишь внешними проявлениями любой религии, мы должны заменить познанием глубоких корней, из которых произрастает эта религия. Мы должны следовать за человеком в его поиске истины, мы должны сами пройти этим путем, полным сомнения и муки, но озаренным экстазом веры, поскольку человек пытается найти значение действительности, понять, почему и для чего дана его собственная жизнь и вся окружающая вселенная. Мы должны, кроме того, учесть диапазон чувств между разумом и чистой интуицией. Объясняющий, почему мы так часто склоняемся к "видимому" и "измеримому" в нашей попытке понять, сколько в нас самих и вокруг нас невидимого и неизмеримого. И, наконец, мы должны осознать, что древние египтяне были существами, чьи духовные проблемы были очень близки нашим. Сравнение их художественных восприятий с нашими демонстрирует большое, можно даже сказать непреодолимое, внешнее различие, но суть этих образов почти тождественна.
Подобно всем великим религиям, религия древних египтян была, в основном, монотеистическая. Таковой она была и у их предков, в доисторические времена, с культом богини-Матери - прародительницы всего и вся, богов и людей. Eщe более глубокой в этом смысле стала религия "планеты Египет", рожденная в великий поворотный момент истории. Вся египетская космогония глубоко пропитана чувством единого и абсолютного Бога, начала и конца всего видимого и невидимого, чувством вечного творческого акта, где божества имеют тысячи лиц и тысячи проявлений того же самого бога, как и все его творения, и все человечество в целом.
Космогонию Гелиополя зачинает, еще до создания, Абсолютный Дух Ра, растворенный в изначальном Хаосе. В начале Времени Ра позвал себя, «увидев» собственное изображение в образе Амона: затем, в Великой Тишине, он обратился к своему двойнику: "Приди ко мне". Ра, Свет и Сознание Вселенной, призывает Амона, Духа той же Вселенной. С этим зовом, т.е. со Словом — творческой силой — появляются пространство-воздух (Шу) и движение-огонь (Тефнут), которые, в свою очередь, создают и отделяют землю (Геб) от неба (Нут), заканчивая Хаос и таким образом давая Вселенной равновесие и жизнь. Все к этому моменту уже готово для принятия силы творения жизни земной и внеземной, а именно — оплодотворяющей мощи Осириса — семени древа жизни и воды, дающей питание, и генерирующей силы Исиды — плодоносящей любви к сотворенному миру. Позже (с концом Рая) появляется разрушительная пара: Сет и Нефтис, злые силы, непрерывно проигрывающие чете, несущей жизнь, но они же находятся и в некоем сотрудничестве, вызывая вечное становление бытия. Первобытный Хаос — огромная сфера без света, в которой принимает форму Тумулус (священный курган). Из этой первоначальной, конусо-пирамидальной формы происходит исконное яйцо, подобно тому, как цветок Лотоса, раскрываясь, выпускает (Тот или Птах), источник любой формы жизни. Из глаз Ра, Света Вселенной, исходят слезы, создающие все человеческие существа. Из его уст, источника генерирующего Слова, рождаются все божественные существа, силы, творящие любую жизненную форму.
С течением веков, космогонии Гелиополя и Гермополя обогатятся мифами и тайнами, и божественные силы более плотно наполнят мифологии различных городов. Религиозная сущность станет все более и более оккультной, открываясь лишь немногим посвященным.
Имитируя человеческую монархию, Амон-Ра должен был заиметь свой двор. Так в Гелиополе родилась "Гелиопольская эннеада (девятка)", состоявшая из Бога и четырех пар божеств: 1) Амон-Ра, создатель вселенной; 2) и 3) Шу, бог воздуха, и Тефнут, богиня огня; 4) и 5) Геб, бог земли, и Нут, богиня неба; 6) и 7) Осирис, бог загробного мира и оплодотворяющих сил, и Исида, богиня божественной любви и воспроизводящей силы; 8) и 9) Сет, бог разрушения и Нефтис, богиня - сестра и помощница Исиды.
В Гермополе рождается "Гермопольская октада (восьмерка)", состоящая из четырех равноправных пар: Неду и Ненет, боги оккультного мира: Нун и Нунет, боги начальных вод; Heхy и Нехет, боги бесконечного пространства: Кек и Кекет, боги тьмы.
К ним присоединяются священные триады Мемфиса и Фив и многочисленные местные боги со своим окружением. Многие царские гробницы снабжены образами сотен богов, быть может для того, чтобы не обидеть никого из них.
Основа всей системы религиозной мысли и строгой морали египетских народов—в мифе об Осирисе, который не только отражает исторические события. как уже указано, но также является высоко духовной концепцией. С течением столетий он постепенно затемнялся и заслонялся массой накапливающихся деталей и противоречивых эпизодов, но даже несмотря на это, его огромное этическое и религиозное значение еще очевидно и нашему современному менталитету, окаменевшему за тысячелетия цивилизации.
Великий миф об Осирисе может быть сформулирован в нескольких словах, просто и ясно. После трех божественных царств, во время которых боги Шу, Ра и Геб, один сменяя другого, опекали человечество в райских кущах, пришло время для Осириса и его миссии. Абсолютный Дух воплотился в человека для достижения человечества, затерянного вне Рая, и, как человек, он страдал и умер с другими людьми. Он стал человеком, чтобы вести себе подобных по тяжкому пути к пониманию своего назначения, чтобы сделать людей творцами их собственной жизни. Он стал человеком, чтобы умереть подобно самому последнему из людей, жертвой самых тяжких несправедливостей. Расчлененный собственным братом и воскресший, он дает уверенность в возрождении к вечной жизни, благодаря безграничной любви, соединяющей творение с Творцом. Это — свидетельство любви и воскрешения, как главной сути всего созданного; свидетельство, данное непосредственно самим актом творения: Солнцем, исчезающим и возрождающимся каждый день снова, всегда; семенем, умирающим в темных недрах земли и возрождающимся, пышно расцветающим под лучами солнца и дающим новую жизнь каждый год, всегда. Эта уверенность — та самая сила, которая, спустя много столетий, приведет Сократа к ясно осознанному самоубийству, та же самая сила, которая, в соединении с моралью и духовностью, проникла в греческие мифы и римские культы.
Глубокая любовь, которой проникнут миф об Осирисе, окружила милосердием и нежностью фигуру Исиды, богини, наиболее близкой египетскому народу, самому человечному и страстному созданию, когда-либо появлявшемуся в древнем мире. Мы встретим храмы и статуи, посвященные ей по всей Римской империи, и сегодня еще видны развалины маленького храма Исиды в Помпеях, построенного в первом веке н.э. Если Осирис воспринимает смысл и опыт воскрешения, присущего силам природы, то Исида — это уверенность, гарантия возрождения, окончательной победы над злом и смертью. Миф об Осирисе явно отражает представления аграрного мира об изначальной богине Матери-земли, на чьей груди умирает бог- семя, чтобы дать своему творению пропитание и подарить вечную жизнь во всеобщей трапезе любви и жертвенности, на которой вечно обновляется мистерия воскрешения.
В третьем тысячелетии кристальная и ясная сущность мифа о любви и воскрешении затуманилась, т.к. он стал инструментом власти в руках касты более или менее просвещенных жрецов, но затем во второй половине третьего тысячелетия свершилось чудо. Длилось оно недолго, но оставило глубокую отметину в человеческой мысли. Это чудо выразилось в попытке Эхнатона (1372-1354 гг. до Р.Х.) трансформировать оккультную религию в религию для всех, с ясным образом единого и абсолютного бога.
Эхнатон прилагает сверхчеловеческое усилие, пытаясь прорвать изоляцию религии и позволить всем получать ее духовные дары, без посредничества жрецов и посвященных лиц. В первую очередь было необходимо отменить культ всего множества богов, и, чтобы избежать беспорядка, фараон ликвидировал имя Амон, дав абсолютному богу Ра имя Атон. Неисчислимые божества исчезли, и люди стали равны перед Атоном, потому что Он "создал каждого человека равным брату его", и к каждому Он обращается словами "ты — в моем сердце". Вселенная синтезируется в едином акте любви, соединяющем Творца и Творение, потому что "Ты — единственный, только Ты создаешь тысячи и тысячи существ... Ты есть поток жизни, и никто не может жить без Тебя... Ты живешь в каждом младенце с зарождения его в утробе матери, Ты осушаешь его слезы, Ты открываешь его уста и ведешь его, пока он нуждается в этом... Ты есть Бог всех, Ты — тот, кто заботится обо всех. Ты, который создаешь жизнь всех народов, поместил Нил на Небеса, чтобы он снисходил к нам и омывал наши поля своими водами и удобрял их".
Эта любовь, которая создает и возвышает всю Вселенную, проявляется непрерывно и среди нас, потому что она — подобна лучу Солнца, от которого идет тепло, дающее жизнь, она — как бесконечная длань, полная даров. Сам фараон, пророк абсолютного Бога, и все его семейство щедро передают людям божественные дары. Обряд благодарения и приношения даров фараона Атону-Pa происходит открыто, в лучах Солнца, на множестве алтарей, где богослужения совершают все люди, окружив алтарь Эхнатона.
Этот образ фараона и его семейства жил всего лишь в течение его жизни. Несмотря на энтузиазм и фанатизм народа и его друзей, со смертью этого Великого Мужа, старая каста жрецов вновь завоевала власть, прокляв "фараона-еретика". Храмы Атона были разрушены, последователи фараона теперь преследовались за свергнутую религию, а Ахетатон, священный город, был заброшен в пустыне.
Возвращается Амон со всем своим сонмом богов, искусство принимает традиционное направление, но краткий эксперимент Атона не прошел напрасно. Великое мистическое открытие оставило глубокие следы, зародив искру, вспыхнувшую в жизни и религиях других народов, очистив даже и традиционную веру. Действительно, в последние столетия, несмотря на различные вторжения и иностранные насилия, Амон-Ра стал тем, кто «не может быть представлен чем-то, ибо он есть чистый дух», а в ежедневном обряде "подношений руками жреца" приношения стали, в основном духовными, уменьшенными до символической статуэтки Маат: "плоть, душа, пища, дыхание жизни" Создателя. Тайны Осириса были восприняты в Греции и в Малой Азии, египетские космогонические представления были развиты Фалесом и Пифагором. Религиозные опыты Эхнатона и его животрепещущий пантеизм любви проникли повсюду, даже в такие различные мировоззрения, как греческое и иудейское. С ростом сознания и прогрессом личности, расцветают и чувства доброты, милосердия, веры в человеческую справедливость. "Планета Египет" угасает, но она стала добрым зерном для будущего урожая всего человечества.
ПАНТЕОН БОГОВ И КУЛЬТОВЫЕ ЦЕНТРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») — бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена — богиня неба Мут и сын — бог Луны Хонсу. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амоном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона — Карнакский храм в Фивах.
Атум — древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Как это следует из гелиопольской теогонии, Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма, и затем, оплодотворив себя, породил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, от которых затем произошли остальные боги эннеады. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.
Анубис — бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение — распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования. Культовый центр — г. Кинополь.
Геб — бог земли, сын Шу и Тефнут, породивший вместе со своей сестрой и супругой, богиней неба Нут, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду. Входил в гелиопольскую эннеаду богов. Зооморфные изображения практически отсутствуют, наиболее характерный облик — человек с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове. Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. Специальных центров почитания не имел, но являлся активным действующим лицом большого числа мифов, в частности был главным судьей в разрешении спора о праве на престол между Гором и Сетом, участвовал в суде Осириса над умершими.
Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») — один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда — крылатого солнца. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор — сын Исиды и Осириса, и Гор Бехдетский. Гор, сын Исиды, — одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Имя Гора входит в пятичленную титулатуру фараона.
Гор Бехдетский — сын бога Ра, сопровождающий его в плавании по Нилу и сражающийся с гипопотамами и крокодилами, воплощающими в себе врагов Ра во главе с его главным недоброжелателем Сетом. В отдельных фрагментах этого мифа Гор сливается с Ра, образуя синкретическое божество Ра-Гарахути. Гор, сын Исиды, почитался по всему Египту, центром культа Гора Бехдетского был г. Эдфу в Верхнем Египте, недалеко от Фив.
Исида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах.
Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Первоначальный центр почитания Исиды — г. Буто в северной части Дельты.
Маат — богиня истины и порядка, считалась женой бога Тота. Изображение Маат — женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе — изображение Маат использовали в качестве эталона на суде Осириса. Культовый центр — Фиванский некрополь.
Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») — младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.
Нут — богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласно одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.
Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации.
Птах (Пта) — главный бог Мемфиса, однако его культ был связан не только с Мемфисом, но и распространен как по всему Египту, так и за его пределами. Обычно изображался в виде человека, облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руке посох «уас». «Главной» женой Птаха была Сехмет, однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хатхор. «Душой» Птаха считался священый бык Апис, языком — бог Тот. В мемфисской космогоническом системе Птах почитался как бог-демиург, породивший «языком и сердцем» восемь остальных богов, а также гелиопольского бога-творца Атума, т.е. как творец гелиопольской эннеады. Позднее Птах объединен с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром, а затем и с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис).
Ра — бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогонн-ческой модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами.
Сет (Сетх, Сутех) — в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Захватившие Египет гиксосы отождествили Сета с семитским божеством Ваалом, назвав его Сутех и сделав главным местом его культа г. Аварис. Первоначальные места почитания Сета — г. Омбос, а также северо-восточная часть Дельты (недалеко от Гераклеополя).
Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») — жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительни-ца, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.
Сешат (женский род от «сеш» — «писец») — богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ — женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь — Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.
Тефнут — в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его врагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хатхор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила. Культовый центр — г. Гелиополь.
Тот — бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса. Культовый центр — г. Гермополь.
Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») — богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Ее зооморфное изображение — корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов (см. Тефнут). Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой. Культовый центр — г. Дендера.
Шу — бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания в Гелиополе.
Эннеада – девять первых богов в теогонической системе г.Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеады (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.
МЕСТНЫЕ БОГИ (РЕЛИГИОЗНАЯ ГЕОГРАФИЯ)
Все известные нам египетские божества можно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относятся божества космические, как Нут – богиня неба, Нун – бог первозданного океана, Хапи – бог Нила и т.д., божества, олицетворяющие абстрактные понятия, например, Маат – богиня мирового порядка, Сиа – бог разума и познания, Ху – бог торческого слова и т.д.), и божества локальные, связанные с определенной местностью.
«Не было ни одного более или менее значительного населенного пункта, который не имел бы своих божественных покровителей. Не только главный город каждого района или нома имел своих богов, но и маленькие селения внутри номов. И эти боги были значительным подспорьем местному патриотизму, чтобы не сказать шовинизму».
Но религия в Древнем Египте была одна в разнообразных формах. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в форме тотемизма оказались в Египте необычайно живучими и исчезли лишь с исчезновением египетской религии. Местные культы претерпевали, разумеется, существенные изменения – менялись их содержание и форма, но самый факт их существования на протяжении тысячелетий – одна из основных особенностей египетского религиозного развития. Для жителей данной местности, во всяком случае для подавляющей массы жителей, местный бог был всем. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в Греко-римское время. В тексте, известном в науке как папирус Инсингер, говорится: «От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага». Под «нечестивцем» подразумевается человек, покидающий свой ном и номового бога. В данном случае мы имеем дело с откровенной пропагандой исконного местного религиозного сепаратизма. Наука, к сожалению, располагает довольно ограниченными, но тем не менее бесспорными данными о местных культах и воззрениях. То общее, что заключается в местных культах, сводится к следующему:
  1. древнейший местный тотемизм превратился в культ местного бога, либо явленного в образе животного, либо антропоморфного, часто с наличием зооморфных элементов;
  2. местный бог очень рано становится центральной фигурой складывающихся о нем мифов, возникают циклы местной мифологии;
  3. местный бог – демиург, творец богов и мира, он выше всех других богов;
  4. вокруг бога местного центра группируются боги населенных пунктов, подчиненных этому местному центру.
  5. Антропоморфизация тотемов, т.е. очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений, - вполне закономерный процесс. «Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения… Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, - силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил». Фридрих Энгельс

    Вопросы:

    1. Какую роль играет Слово в рождении всех божественных существ и сил, творящих любую жизненную форму?
    2. Какова основа всей системы религиозной мысли и строгой морали египетских народов?
    3. В чем заключалась религиозная реформа Эхнатона и почему после смерти фараона-реформатора была отменена?
    4. Каким образом она повлияла на дальнейшее развитие древнеегипетской религии и более поздних (таких как греческая, иудейская)?
    5. Как бы вы на месте древнего египтянина отнеслись к реформе Эхнатона?
    6. Как вы можете объяснить понятие «местный культ» и что вам о нем известно?
    7. Какой бог – местный или Амон-Ра - стоял выше для древнего египтянина?
    8. Источники: Академия наук СССР «Культура древнего Египта» 1975г
      М.А.Коростовцев «Религия древнего Египта». Глава III 1976г;
      В.В.Глебкин «Наука в контексте культуры» стр.211-217, 2000г.
      Hosted by uCoz