И, наконец, функцией третьей группы знаков в древней письменности было определение природы или значения идеограммы: женский или мужской род, растение или животное, конкретные или абстрактные имена, существительное или глагол (например: "глаз" или "видеть"). Кроме того, так как в написании иероглифов не были обозначены гласные, и у читателя могли возникнуть сомнения, необходимо было для их различия добавлять знаки, определяющие специфический звук (например, если по-русски мы должны были бы читать слова без их гласных — миля, мел, мул, мол — мы всегда прочтем "м-л" для четырех совершенно различных значений). С течением веков писцы постепенно добавляли фонетические знаки, идеограммы, определения даже там, где значение было вполне понятным. Эти дополнения, вероятно, отвечали требованиям поэтической утонченности и имели экспрессивный характер, фонетическое и литературное значение которого все еще скрыто от нас.
С такой сложной письменностью, включавшей в себя изображения, графические ритмы и соразмерности, египтяне смогли выразить и сохранить для потомков понятия большой духовности и высокой отвлеченности: эпические и исторические поэмы, лирику, научные и религиозные тексты.
Так как запечатленные в текстах памятники египетского языка сохранились от огромного периода времени, исчисляемого не менее чем в три с половиной тысячелетия, вполне понятно, что за все это время египетский язык изменился. Он прошел следующие стадии развития:
язык эпохи Древнего царства (XXX — XXII вв. до н. э.) - язык
староегипетский;
среднеегипетский, или классический, язык (XXII—XVI вв. до н. э.);
новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э.);
демотический язык (VIII в. до н. э. — V в. н. э.);
коптский язык (начиная с III в. н. э.). После завоевания Египта
арабами в VII в.н. э. коптский язык постепенно вытесняется арабским и
становится мертвым языком.
Вообще, термин «иероглифы» взят у Клемента Александрийского (II—III вв.), которым этот автор называл знаки, высеченные или написанные на камне. В современной науке им обозначают письменные знаки ряда других систем письма, если эти знаки изображают людей и животных и части их тела, здания, растения, разные предметы и т. д. Даже знаки китайского письма в настоящее время называют иероглифическими, несмотря на то что каждый из них в данное время не изображает конкретный предмет. Китайское письмо называется иероглифическим также потому, что некогда, в глубокой древности, китайские иероглифы были изображениями людей, животных и предметов.
Египетское иероглифическое письмо состоит из знаков, изображающих предметы — одушевленные и неодушевленные. Наиболее употребительных знаков насчитывается около 700 (эти данные относятся ко времени от XI до XIX династии включительно). Начертание отдельных знаков менялось в разные времена и отчасти зависело от вкусов, умения и склонностей писца, что в первую очередь относится к скорописному — иератическому — письму.
Иероглифы принято классифицировать по их внешнему виду. Общепринятой является классификация английского египтолога А. Гардинера. Согласно этой классификации, все иероглифы разделяются на двадцать шесть групп в зависимости от того, что они изображают.
Знаки иероглифического письма наглядно отражают природу страны и быт народа. Изучение их с этой точки зрения представляет большой интерес и значительно обогащает наши сведения о многих сторонах жизни древнего Египта. А. Гардинер очень точно подметил, что иероглифическое письмо «является отпрыском живописи». Оно сохранило свой декоративный характер до последних дней существования. Стены храмов, гробниц и других монументальных сооружений покрывались иероглифами, нередко ярко раскрашенными и достигавшими значительных размеров, оживлявшими монотонную поверхность камня. Египетские художники-писцы стремились, когда только было возможно, реально воспроизвести то существо или предмет, которые изображал иероглифический знак. Они это делали настолько реалистически, что по иероглифам, изображавшим живые существа (млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, рыбы и т. д.), ученым удалось в значительной степени восстановить фауну древнего Египта. Конечно, на поверхностях мелких предметов (вазы, амулеты и т. п.) нельзя было представить все детали изображаемого предмета, и иероглифическое письмо подвергалось стилизации. Рисунок все более упрощался, превращаясь в контур. В результате этого наряду с монументальными художественными иероглифами существовали и упрощенные их формы.
Что касается направления письма, то строки могли располагаться горизонтально — справа налево и наоборот — или же вертикально — сверху вниз. Определить направление письма нетрудно: если головы людей и животных обращены направо — текст читается справа налево, если же они обращены налево — текст читается слева направо.
Направление строк подчинялось стремлению писцов и художников расположить текст на поверхности стены, колонны, обелиска, стелы или статуи симметрично — вокруг изображений или архитектурных деталей, как этого требовали эстетические каноны искусства древних египтян.
Теперь следует вкратце остановиться на сложной проблеме влияния египетского письма на системы письменности других народов. Одно время были распространены представления, согласно которым истоки культуры народов древнего Ближнего Востока следует искать в Двуречье, что объяснялось особой действенностью и высоким уровнем шумеро-аккадской цивилизации. Как совершенно правильно указал К. Зете, «так называемый панвавилонизм временно совершенно заслонил от нас все то, чем обязана наша культура другому древневосточному народу, история которого прослеживается в еще более глубокой древности,— египетскому».
Действенность шумеро-аккадской культуры и широкое распространение ее влияния объясняются не превосходством ее над культурой Египта, не большей ее древностью, а объективными условиями ее исторического развития, в свою очередь обусловленными географическим фактором. Двуречье в силу своего географического положения не было изолировано от соседних стран и уже с древнейших времен подвергалось нашествиям разных племен и народов. Их постоянные и разнообразные контакты не могли не способствовать распространению вавилонской культуры и ее важнейшего элемента — клинописного письма — во всей Передней Азии. Египет же был отделен от внешнего мира несравненно больше, чем Двуречье.
Своему географическому положению Египет обязан тем, что вплоть до XVIII в. до н. э. он не подвергался серьезным вторжениям иноземцев и жил относительно изолированно, замкнуто от других стран. Речь идет, конечно, не об абсолютной, а об относительной замкнутости. Теснее Египет был связан, безусловно, со странами, расположенными вверх по течению Нила, к югу от Первого порога.
Вопросы:
- Почему термин «древнеегипетский язык» неточен?
- Что греки назвали «иероглификой»?
- В чем причина замены «священных знаков» греческим алфавитом?
- Какие стадии развития прошел египетский язык?
Источники: Академия наук СССР «Культура древнего Египта», стр.293, 1975г
А.К.Карпичечи «Искусство и история. Египет», стр.18-20, 2000г