Наследие Древнего Египта

Египет наравне с Шумером — древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этим двум странам. Культуры Индии, Китая и других стран древнего Востока возникли, конечно, независимо от культур Египта и Шумера. Но их возникновение относится к более поздним временам. Истоки современной мировой культуры восходят в значительной мере к греко-римскому миру, а последний, в свою очередь, был наследником культуры древнего Востока, в создании которой древний Египет играл огромную роль. Именно в этом в основном заключается всемирно-историческое значение многовековой творческой деятельности трудолюбивого и талантливого народа, населявшего долину Нила к северу от Первого нильского порога.
Огромным вкладом древнего Египта в мировую культуру было изобретение писчего материала, известного под названием «папирус», изготовлявшегося из одноименного водного растения, произраставшего в Ниле и бесчисленных внутренних водоемах страны. В древности папирус был органическим компонентом египетского ландшафта, а в настоящее время путешественник может видеть папирус только в Каирском ботаническом саду.
Из этого растения древние египтяне и выделывали в больших количествах писчий материал — предшественник бумаги — называвшийся, как и само растение, папирусом. Египтяне изобрели папирус на заре своей истории — неиспользованный свиток папируса был обнаружен в гробнице вельможи I династии, т. е. приблизительно на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. Таким образом, папирус верно служил древним египтянам не менее трех тысячелетий.
Папирус как писчий материал был широко распространен в древнем мире. Из Египта он проник в Палестину и Финикию. Имеется ряд данных, дающих основание полагать, что это произошло задолго до нашей эры. Почти все древнейшие дошедшие до нас папирусы с семитскими и греческими текстами происходят именно из Египта (сохранность этих папирусов объясняется сухостью климата). В древности Египет, и в частности Александрия, оставался главным производителем папируса, но его стали выделывать и за пределами Египта: в Риме производилась так называемая Charta Fanniana по имени некоего Фанниуса, организатора его производства. Лучшими сортами папируса считались Charta Augusta (названная так по имени императора Августа) и Charta Liviana (названная так в честь жены Августа). Употребление папируса продолжалось до раннего средневековья: на папирусе, например, написаны копии (VI—VII вв. н. э.) писем Августина, хранящиеся в Париже и Женеве, и другие документы. В VIII в. на Ближнем Востоке египетский папирус стала вытеснять китайская бумага, проникшая сюда через Багдад. Однако в арабском Египте папирус оставался писчим материалом до IX в. (если не позже), причем изготовлялся он теми же методами, что и в древности.
Этих фактов совершенно достаточно для того, чтобы отчетливо представить себе огромную роль, сыгранную папирусом — чисто египетским изобретением — в истории человеческой культуры.
Введение алфавита, как понятно само собой, было одним из величайших достижений человеческой мысли: алфавитная система письма избавляла людей от сложных, громоздких и трудных систем клинописного и иероглифического многозначного письма и тем самым во много раз облегчала усвоение достижений человеческой цивилизации. Она послужила мощным стимулом дальнейшего развития и распространения культуры.
Как хорошо известно, родоначальником большинства алфавитов в мире был алфавит финикийский. Но происхождение последнего вызывает серьезные расхождения в научном мире. Вопрос о генезисе финикийского алфавита имеет непосредственное отношение к египетскому письму. Проблему эту, очень интересную и сложную, пытались разрешить уже в древности. На египетское происхождение финикийского алфавита указывал еще римский историк Корнелий Тацит (I—II вв.). Он писал: «Египтяне первыми обозначили познанное умом при помощи изображений животных (эти древнейшие памятники истории человеческой все еще сохраняются высеченными на камнях), и они изобрели буквы; впоследствии финикияне, поскольку им принадлежало первенство на море, перенесли их в Грецию и присвоили себе славу изобретателей букв, хотя в действительности они их не придумали, а только заимствовали». Среди финикиян эллинистической эпохи сохранилось предание, приписывавшее изобретение финикийского письма египетскому божеству: Филон Библский (финикийский мудрец Санхунифон) называет изобретателем финикийского письма египетского бога Тота, покровителя письма и писцов.
Первым европейским ученым, указавшим на египетское происхождение алфавита, был основатель египтологии, гениальный француз Ф. Шампольон. Он писал: «Европа, получившая от древнего Египта начатки науки и искусства, обязана ему еще одним неоценимым благодеянием — алфавитным письмом». Мысль свою Ф. Шампольон выразил еще конкретнее следующими словами: «В этом древнем египетском фонетическом письме, сколь бы несовершенно оно ни было само по себе, можно, пожалуй, признать если не начало, то по меньшей мере образец, слепым подражанием которому, возможно, были алфавиты народов Западной Азии и в особенности алфавиты соседних с Египтом наций». К Ф. Шампольону присоединились Ш. Ленорман и Фр. Ленорман, семитолог Ж. Галеви, египтолог Э. де Руже, считавший, что началом финикийского алфавита было египетское иератическое письмо. И вправду египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке, поэтому отрицать влияние египетского письма на генезис алфавита в Западной Азии было бы, безусловно, нелогично.
Что касается вклада Египта в мировую науку, то проблема эта очень сложна и трудна для разрешения. Прежде всего необходимо очень определенно уяснить, что культуры Шумера и Египта были древнейшими классовыми культурами в мире, что им предшествовала длительная стадия варварства доклассового общества. Таким образом, в силу исторической необходимости оба этих общества создавали и разрабатывали свою культуру совершенно самостоятельно, не имея возможности заимствовать культурные навыки и знания у каких-либо более развитых обществ.
Им все приходилось создавать самим. Это был процесс трудоемкий, длительный, и, естественно, его результатами могли быть лишь первые шаги человечества по пути культурного развития, тем более по пути развития науки.
Характеризуя умственную и духовную жизнь египетского общества, мы можем констатировать, что главенствующей в этой жизни была религия, точно так же как и в жизни Шумера и других древних обществ. Религия была первой и самой примитивной формой мышления. «Религия есть общая теория этого мира…его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщие основания для утешения и оправдания». Вполне понятно поэтому, что именно жрецы в древнейших обществах были умственными и духовными вождями. Все виды умственной и духовной жизни были в той или.иной степени зависимы (не административно, а именно умственно) от религии и связаны с ней. Фактические, конкретные познания накапливались очень медленно, из поколения в поколение, чисто эмпирическим путем. Научное мышление, как правило, не поднималось до настоящих теоретических обобщений, и все накопленные таким путем знания объяснялись откровением богов. Но и среди египетских жрецов были люди несомненно очень одаренные и умные, и именно такие лица с течением времени не могли не ощущать сначала и не понимать потом, что между накопленными эмпирическим путем знаниями и чисто религиозным мировоззрением имеются противоречия. Такое расхождение не могло не повести к зарождению скептицизма в отношении установившихся религиозных воззрений, а потом и к попыткам обобщений эмпирически накопленных знаний уже не на религиозной основе, а на базе их рационального рассмотрения. Академик Б. А, Тураев писал, что «теория и систематика родились не на востоке, опыта и наблюдения был чужд Египет, едва ли не в большей степени, чем другие области восточного мира...» В этих словах содержится часть истины, но именно только часть. Начала теории, и систематики, и опыта, и наблюдения мы находим и в древнем Египте. Мы должны констатировать, что египтяне за свою многовековую историю накопили много ценных знаний, которые позже использовали другие народы. В результате сложившегося в поздний период истории Египта греко-египетского двуязычия египетской элиты духовная жизнь египтян оказала несомненное и вполне ощутимое влияние на греков. Сами греки это не только не отрицали, но и неоднократно подчеркивали. К сожалению, греческая традиция в этом вопросе такова, что из нее нельзя извлечь достаточно конкретных исторических фактов.
Обратимся в первую очередь к проблеме заимствования греками и другими народами достижений египтян в математике, астрономии и медицине. Познания египтян в этих науках имели в основном утилитарный характер. Сочетание этого обстоятельства с тем, что регулярные сношения греков и египтян начали возникать лишь приблизительно в V в. до н. э., т. е. накануне эпохи эллинизма, когда названные науки достигли в античном мире сравнительно высокого уровня развития, позволяет усомниться в необходимости такого заимствования. Это, а также и непосредственность греческой традиции порождают скептицизм в этом вопросе. Геродот сообщает, что геометрия была изобретена в Египте и «затем из Египта была перенесена в Элладу». Но когда, кем и как? Об этом он не говорит ни слова. Известный историк математики в древности О. Нейгебауер, упоминая о греческом математике IV в. до н. э. Евдоксе Книдском, якобы почерпнувшем свои познания в Египте, указывает, что «при настоящем состоянии наших знаний ни одно из этих преданий существенно не способствует про- никновению в суть исторических событий».
К сожалению, предельная скудость египетских математических документов, с одной стороны, и недостаточные изыскания в области эллинистической и средневековой математической литературы — с другой, крайне сужают наши сведения о размерах вклада древних египтян в развитие мировой математики. Но сам по себе этот факт ни в коей мере не может заслонить перед нами другого, более важного факта — несомненного заимствования греками и другими народами египетских достижений в математике.
Несколько полнее мы можем проследить вклад египтян в астрономию.
«В одном пункте египетская традиция оказала весьма благотворное влияние, а именно в использовании эллинистическими астрономами египетского календаря. Этот календарь, по существу, является единственным разумным календарем во всей человеческой истории. Согласно ему год стоит из 12 месяцев по 30 дней и дополнительных дней в конце каждого года. Хотя этот календарь возник из чисто практических потребностей, без всякой связи с астрономическими проблемами, его значение для астрономических вычислений было по достоинству оценено эллинистическими астрономами... Не удивительно, что египетский календарь приобрел в астрономии характер стандартной системы измерений и сохранил эту роль на протяжении средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и планетной таблицах. Даже в гражданской жизни египетский календарь из 365 дней был возрожден в средние века. Незадолго до падения сасанидской монархии под ударами наступающего ислама последний сасанидский царь, Ездигерд, положил этот год в основу реформированного персидского календаря».
Наконец, принцип разделения суток па 24 часа, ставший достоянием всего человечества,— также египетское изобретение.
Высокой репутацией пользовалась в древнем мире и египетская медицина.
Изучение содержания египетских медицинских папирусов и сопоставлений их с греческими медицинскими текстами не оставляют сомнения в том, что греки заимствовали медицинские познания у египтян. Так, например, уже Д. Брэстед отметил поразительное сходство приемов египетского врача, описанных в хирургическом папирусе Эдвина Смита, с приемами греческого врача при исследовании страдающего смещением челюсти, описания которых содержатся в греческой рукописи Аполлония (I в. до н. э.). Еще более существенно «полное единство во взглядах египетской и гиппократовской медицины на ранения головы и природу этих paн».
В этнологических воззрениях египтян и книдской школы греческой медицины также проявляется большое сходство: и те и другие считают, что причиной болезней являются вредные физиологические выделения организма («нечистоты»).
Наконец, нельзя не упомянуть о ряде египетских заимствований в греческой фармакопее. Египетская рецептура проникла даже и в средневековую арабскую и европейскую народную медицину.
В общем можно сказать, что познания египтян в математике, астрономии и медицине были главным образом утилитарными, что не исключает в редких случаях взлета теоретической мысли. И среди всей этой массы эмпирически накопленных знаний, иногда тесно переплетавшихся с религиозными и магическими представлениями, было немало безусловно полезных сведений. Греческая наука восприняла их. Процесс этой преемственности исследован далеко не достаточно, главным образом из-за состояния источников. Но греческий и римский мир заимствовал у египтян не только элементы математики, астрономии и медицины, а также и ряд воззрений и приемов египтян в других сферах умственной и духовной жизни. Обратимся прежде всего к художественной литературе.
Египетская литература наравне с литературой Шумера — древнейшая в мире. Приоритет египетской литературы во времени, с одной стороны, и наличие в литературах других народов тех же жанров и сюжетов — с другой, как бы подводят к выводу о том, что египетская литература оказала серьезное влияние на другие литературы. Но это заключение априорно и не содержит никаких конкретных фактов. Один русский исследователь пришел даже к выводу, что именно древний Египет был родиной литературного творчества вообще и что процесс распространения литературных сюжетов и жанров из Египта в другие страны Азии и Европы не подлежит сомнению. Такая точка зрения является несомненно крайностью, ибо она в принципе отрицает способность других народов к литературному творчеству и по своим установкам адекватна панвавилонизму. С другой стороны, отрицать влияние египетской литературы на литературы народов по указанным выше причинам невозможно.
Некоторые приемы египетской лирики проникли в античную литературу. Так называемый параклауситирон, т. е. любовная песня у закрытых дверей любимой, считавшийся ранее созданием исключительно античной поэзии (Плавт, Катулл, Пропорций), оказывается литературным приемом египетской лирики (папирус Честер Битти I). Причем дверь в параклау-ситироне трактуется как самостоятельное живое существо. Здесь следует напомнить, что двери и ворота как одушевленные существа выступают и в египетской заупокойной литературе.
На египетское происхождение этого мотива указывает и наличие его в арабской любовной песне из Верхнего Египта. Песня эта могла быть
заимствована только из египетской древности через коптов, но никак не из римской литературы.
Через греческую литературу и Библию египетские сюжеты проникли даже в литературу средневековой Европы: египетские мотивы известной «Песни арфиста» обнаружены в средневековой поэзии так называемых голиардов (иначе вагантов), нередко воспевавших эпикурейский образ жизни. Конечно, в данном случае посредником была именно Библия.
В заключение следует подчеркнуть, что некоторые египетские мотивы просочились через античную литературу в фольклор и литературу европейских народов и до сих пор бытуют в них.
Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: общеизвестен культ египетских божеств у греков и римлян. В этом отношении очень интересен и поучителен греческий Оксиринхский папирус № 1381. Написан он египтянином, плохо знавшим греческий язык. Бросается в глаза пропагандистская направленность текста, написанного для того, чтобы греки из него узнали, о величии египетского бога медицины Имхотепа, сына бога Пта. Культ египетской богини Исиды отправлялся не только в столице Римской империи, но и в ряде ее провинций.
Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их органическими своими элементами. Это факт, не подлежащий никакому сомнению. Однако мы в большинстве случаев не имеем возможности проследить конкретный путь заимствований из египетской религии в христианство. Но это не меняет существа дела. Связи между египетской религией и ранним христианством были очень сложны и осуществлялись через религиозно-литературную среду эллинизма. Египетских элементов в христианстве очень много, и невозможно их всех перечислить. Ограничимся лишь несколькими примерами. В образе архангела Михаила, например, мы находим явные черты египетского бога Тота.
Весьма интересно проникновение в христианство египетского представления о могуществе слова божества, особенно отчетливо выраженное в тексте, известном в науке под названием «Памятник мемфисской теологии». Этот текст дошел до нас в сделанной с древней рукописи копии времен XXV династии. Этот текст замечателен тем, что в нем отчетливо выражена мысль: слово божества, в данном случае бога Пта, является мощной творческой силой, создавшей мир. Не говоря уже о том, что мы находим полную аналогию этому представлению в главе первой библейской Книги Бытия, в которой описывается, как иудейский бог Яхве создал мир своими словами, учение о логосе как органе творения и откровения встречается у философа Филона Александрийского (I в. н. э.). Представление о нем как о творческой силе в мироздании настолько близко к египетскому, что трудно представить, чтобы Филон ничего не знал о последнем. Учение о логосе проникло и в христианскую литературу — достаточно привести хотя бы первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было бог. Оно было в начале у бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть».
В Евангелии от Луки рассказывается, как Христос в возрасте двенадцати лет пришел к родителям в Иерусалим на праздник Пасхи и потерялся в городе. Далее мы читаем: «Через три дня нашли его в храме сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Все слушавшие его дивились разуму и ответам его». В апокрифическом Евангелии от Фомы этот сюжет разработан гораздо подробнее. Образ малолетнего мудреца Христа имеет очень близкую параллель в египетской демотической литературе: в «Сказке о Сатни-Хемуасе» (I в. н. э.) именно таким выступает перед нами малолетний Са-Осирис. В сказке говорится: «Когда Са-Осирис подрос и окреп, его отдали в школу. Но прошло немного времени, и он стал знать больше, чем тот писец, который его учил. Маленький Са-Осирис начал тогда читать заклинания вместе с писцами „дома жизни" при храме Пта, и все, кто слышал его, бывали поражены».
В Евангелии от Луки в весьма лаконичной форме содержится предание о бедном Лазаре. В уже упомянутой египетской демотической «Сказке о Сатни-Хемуасе» мы находим аналогичный эпизод, но в гораздо более развернутом виде. Содержание его и идея одинаковы в обоих случаях: бедняк, несправедливо страдавший на земле, в потустороннем мире пользуется всеми его благами. Богач же, живший в изобилии и роскоши, подвергается после смерти жестоким наказаниям и унижениям из-за своих злодеяний на земле. В египетской сказке прямо говорится, что это результат беспристрастного суда богов, которые взвесили добрые и злые дела, совершенные на земле. Таким образом, евангельская притча о бедном Лазаре находит объяснение в представлениях египтян о загробном мире и в конечном итоге в главе 125 «Книги мертвых» с ее описанием загробного суда. Но особенно важно то, что и в египетской сказке, и в христианской легенде мы обнаруживаем явную идею о загробном воздаянии за дела на земле.
Интересно отметить, что известное изречение Христа (Евангелие от Матфея): «Взявший меч от меча и погибнет» — является перифразой слов фараона Петубаста: «Кто точит меч, в шею того он и вонзится».
Многие египетские религиозные представления восприняты христианством лишь в слегка измененном виде; таковы, например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, о мучениях и пытках и т. п.
В греко-египетском культурном синкретизме Египет был преимущественно стороной дающей, а не воспринимающей. Это несомненный и неопровержимый факт. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская культура превосходила эллинскую. Египетская культура хронологически и стадиально предшествовала последней. Когда Египет навсегда потерял независимость, когда там прочно обосновались греки и государственным языком стал греческий, исчезли всякие перспективы дальнейшего развития и процветания древней культуры Египта. Все восстания против господства греков оканчивались неудачно. Более того, тем самым древняя культура долины Нила была обречена на медленное, но неизбежное угасание. И именно поэтому египтяне старались пропагандировать свое мировоззрение, свои убеждения и свои взгляды среди чужеземцев, захвативших власть в их стране. Эта пропаганда велась, естественно, на греческом языке. Египтяне отлично понимали силу и значение слова и высоко ценили его. В поучении неизвестного царя своему сыну Мерикаре мы находим следующие замечательные слова, сказанные за 2000 лет до н. э.: «...сильнее речь, чем любое оружие». Опираясь на это убеждение, они уже во времена эллинизма развернули широкую борьбу словом с чужеземцами за свою многовековую древнюю культуру. Но ничто не могло отвратить начинающийся процесс синкретизма и слияния обеих культур в культуру эллинистическую, так же как и возродить древнюю культуру. Египет отдавал грекам все, что те готовы были взять. Греки усвоили и использовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней цивилизацией Египта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру.
Вполне закономерно, что Александрия стала важнейшим центром эллинистического мира: здесь была создана и функционировала самая большая в древности библиотека; здесь подвизался знаменитый философ Филон Александрийский и многие другие ученые и мыслители; здесь же развернули свою деятельность деятели и теоретики раннего христианства, такие, как гностики Валентин и Василид, Клемент Александрийский и Ориген и другие и, наконец, Арий. Здесь же сталкивались и сплетались разнообразные направления и течения человеческой мысли и человеческих эмоций. И в этом кипящем котле наследие древнего Египта не могло не сыграть своей исторической роли.

Вопросы:

  1. Сколько веков (примерно) папирус служил писчим материалом в Египте и изменился ли метод его изготовления за это время?
  2. Какова роль папируса в истории человеческой культуры?
  3. . Чей алфавит, по вашему мнению, был родоначальником большинства алфавитов в мире? Ответ обоснуйте.
  4. Кто были духовными и умственными вождями в древнем обществе и почему?
  5. Что вы можете сказать о вкладе египтян в математику, астрономию и медицину?
  6. Какое влияние оказала литература древнего Египта на литературы других стран?
  7. Какой отклик нашла древнеегипетская религия в других религиях мира?
  8. Источники: Академия наук СССР «Культура древнего Египта» 1975г
    Hosted by uCoz