Характеризуя умственную и духовную жизнь египетского общества, мы можем констатировать, что главенствующей в этой жизни была религия, точно так же как и в жизни Шумера и других древних обществ. Религия была первой и самой примитивной формой мышления. «Религия есть общая теория этого мира…его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщие основания для утешения и оправдания». Вполне понятно поэтому, что именно жрецы в древнейших обществах были умственными и духовными вождями. Все виды умственной и духовной жизни были в той или.иной степени зависимы (не административно, а именно умственно) от религии и связаны с ней. Фактические, конкретные познания накапливались очень медленно, из поколения в поколение, чисто эмпирическим путем. Научное мышление, как правило, не поднималось до настоящих теоретических обобщений, и все накопленные таким путем знания объяснялись откровением богов. Но и среди египетских жрецов были люди несомненно очень одаренные и умные, и именно такие лица с течением времени не могли не ощущать сначала и не понимать потом, что между накопленными эмпирическим путем знаниями и чисто религиозным мировоззрением имеются противоречия. Такое расхождение не могло не повести к зарождению скептицизма в отношении установившихся религиозных воззрений, а потом и к попыткам обобщений эмпирически накопленных знаний уже не на религиозной основе, а на базе их рационального рассмотрения. Академик Б. А, Тураев писал, что «теория и систематика родились не на востоке, опыта и наблюдения был чужд Египет, едва ли не в большей степени, чем другие области восточного мира...» В этих словах содержится часть истины, но именно только часть. Начала теории, и систематики, и опыта, и наблюдения мы находим и в древнем Египте. Мы должны констатировать, что египтяне за свою многовековую историю накопили много ценных знаний, которые позже использовали другие народы. В результате сложившегося в поздний период истории Египта греко-египетского двуязычия египетской элиты духовная жизнь египтян оказала несомненное и вполне ощутимое влияние на греков. Сами греки это не только не отрицали, но и неоднократно подчеркивали. К сожалению, греческая традиция в этом вопросе такова, что из нее нельзя извлечь достаточно конкретных исторических фактов.
Обратимся в первую очередь к проблеме заимствования греками и другими народами достижений египтян в математике, астрономии и медицине. Познания египтян в этих науках имели в основном утилитарный характер. Сочетание этого обстоятельства с тем, что регулярные сношения греков и египтян начали возникать лишь приблизительно в V в. до н. э., т. е. накануне эпохи эллинизма, когда названные науки достигли в античном мире сравнительно высокого уровня развития, позволяет усомниться в необходимости такого заимствования. Это, а также и непосредственность греческой традиции порождают скептицизм в этом вопросе. Геродот сообщает, что геометрия была изобретена в Египте и «затем из Египта была перенесена в Элладу». Но когда, кем и как? Об этом он не говорит ни слова. Известный историк математики в древности О. Нейгебауер, упоминая о греческом математике IV в. до н. э. Евдоксе Книдском, якобы почерпнувшем свои познания в Египте, указывает, что «при настоящем состоянии наших знаний ни одно из этих преданий существенно не способствует про- никновению в суть исторических событий».
К сожалению, предельная скудость египетских математических документов, с одной стороны, и недостаточные изыскания в области эллинистической и средневековой математической литературы — с другой, крайне сужают наши сведения о размерах вклада древних египтян в развитие мировой математики. Но сам по себе этот факт ни в коей мере не может заслонить перед нами другого, более важного факта — несомненного заимствования греками и другими народами египетских достижений в математике.
Несколько полнее мы можем проследить вклад египтян в астрономию.
«В одном пункте египетская традиция оказала весьма благотворное влияние, а именно в использовании эллинистическими астрономами египетского календаря. Этот календарь, по существу, является единственным разумным календарем во всей человеческой истории. Согласно ему год стоит из 12 месяцев по 30 дней и дополнительных дней в конце каждого года. Хотя этот календарь возник из чисто практических потребностей, без всякой связи с астрономическими проблемами, его значение для астрономических вычислений было по достоинству оценено эллинистическими астрономами... Не удивительно, что египетский календарь приобрел в астрономии характер стандартной системы измерений и сохранил эту роль на протяжении средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и планетной таблицах. Даже в гражданской жизни египетский календарь из 365 дней был возрожден в средние века. Незадолго до падения сасанидской монархии под ударами наступающего ислама последний сасанидский царь, Ездигерд, положил этот год в основу реформированного персидского календаря».
Наконец, принцип разделения суток па 24 часа, ставший достоянием всего человечества,— также египетское изобретение.
Высокой репутацией пользовалась в древнем мире и египетская медицина.
Изучение содержания египетских медицинских папирусов и сопоставлений их с греческими медицинскими текстами не оставляют сомнения в том, что греки заимствовали медицинские познания у египтян. Так, например, уже Д. Брэстед отметил поразительное сходство приемов египетского врача, описанных в хирургическом папирусе Эдвина Смита, с приемами греческого врача при исследовании страдающего смещением челюсти, описания которых содержатся в греческой рукописи Аполлония (I в. до н. э.). Еще более существенно «полное единство во взглядах египетской и гиппократовской медицины на ранения головы и природу этих paн».
В этнологических воззрениях египтян и книдской школы греческой медицины также проявляется большое сходство: и те и другие считают, что причиной болезней являются вредные физиологические выделения организма («нечистоты»).
Наконец, нельзя не упомянуть о ряде египетских заимствований в греческой фармакопее. Египетская рецептура проникла даже и в средневековую арабскую и европейскую народную медицину.
В общем можно сказать, что познания египтян в математике, астрономии и медицине были главным образом утилитарными, что не исключает в редких случаях взлета теоретической мысли. И среди всей этой массы эмпирически накопленных знаний, иногда тесно переплетавшихся с религиозными и магическими представлениями, было немало безусловно полезных сведений. Греческая наука восприняла их. Процесс этой преемственности исследован далеко не достаточно, главным образом из-за состояния источников. Но греческий и римский мир заимствовал у египтян не только элементы математики, астрономии и медицины, а также и ряд воззрений и приемов египтян в других сферах умственной и духовной жизни. Обратимся прежде всего к художественной литературе.
Египетская литература наравне с литературой Шумера — древнейшая в мире. Приоритет египетской литературы во времени, с одной стороны, и наличие в литературах других народов тех же жанров и сюжетов — с другой, как бы подводят к выводу о том, что египетская литература оказала серьезное влияние на другие литературы. Но это заключение априорно и не содержит никаких конкретных фактов. Один русский исследователь пришел даже к выводу, что именно древний Египет был родиной литературного творчества вообще и что процесс распространения литературных сюжетов и жанров из Египта в другие страны Азии и Европы не подлежит сомнению. Такая точка зрения является несомненно крайностью, ибо она в принципе отрицает способность других народов к литературному творчеству и по своим установкам адекватна панвавилонизму. С другой стороны, отрицать влияние египетской литературы на литературы народов по указанным выше причинам невозможно.
Некоторые приемы египетской лирики проникли в античную литературу. Так называемый параклауситирон, т. е. любовная песня у закрытых дверей любимой, считавшийся ранее созданием исключительно античной поэзии (Плавт, Катулл, Пропорций), оказывается литературным приемом египетской лирики (папирус Честер Битти I). Причем дверь в параклау-ситироне трактуется как самостоятельное живое существо. Здесь следует напомнить, что двери и ворота как одушевленные существа выступают и в египетской заупокойной литературе.
На египетское происхождение этого мотива указывает и наличие его в арабской любовной песне из Верхнего Египта. Песня эта могла быть
заимствована только из египетской древности через коптов, но никак не из римской литературы.
Через греческую литературу и Библию египетские сюжеты проникли даже в литературу средневековой Европы: египетские мотивы известной «Песни арфиста» обнаружены в средневековой поэзии так называемых голиардов (иначе вагантов), нередко воспевавших эпикурейский образ жизни. Конечно, в данном случае посредником была именно Библия.
В заключение следует подчеркнуть, что некоторые египетские мотивы просочились через античную литературу в фольклор и литературу европейских народов и до сих пор бытуют в них.
Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: общеизвестен культ египетских божеств у греков и римлян. В этом отношении очень интересен и поучителен греческий Оксиринхский папирус № 1381. Написан он египтянином, плохо знавшим греческий язык. Бросается в глаза пропагандистская направленность текста, написанного для того, чтобы греки из него узнали, о величии египетского бога медицины Имхотепа, сына бога Пта. Культ египетской богини Исиды отправлялся не только в столице Римской империи, но и в ряде ее провинций.
Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их органическими своими элементами. Это факт, не подлежащий никакому сомнению. Однако мы в большинстве случаев не имеем возможности проследить конкретный путь заимствований из египетской религии в христианство. Но это не меняет существа дела. Связи между египетской религией и ранним христианством были очень сложны и осуществлялись через религиозно-литературную среду эллинизма. Египетских элементов в христианстве очень много, и невозможно их всех перечислить. Ограничимся лишь несколькими примерами. В образе архангела Михаила, например, мы находим явные черты египетского бога Тота.
Весьма интересно проникновение в христианство египетского представления о могуществе слова божества, особенно отчетливо выраженное в тексте, известном в науке под названием «Памятник мемфисской теологии». Этот текст дошел до нас в сделанной с древней рукописи копии времен XXV династии. Этот текст замечателен тем, что в нем отчетливо выражена мысль: слово божества, в данном случае бога Пта, является мощной творческой силой, создавшей мир. Не говоря уже о том, что мы находим полную аналогию этому представлению в главе первой библейской Книги Бытия, в которой описывается, как иудейский бог Яхве создал мир своими словами, учение о логосе как органе творения и откровения встречается у философа Филона Александрийского (I в. н. э.). Представление о нем как о творческой силе в мироздании настолько близко к египетскому, что трудно представить, чтобы Филон ничего не знал о последнем. Учение о логосе проникло и в христианскую литературу — достаточно привести хотя бы первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было бог. Оно было в начале у бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть».
В Евангелии от Луки рассказывается, как Христос в возрасте двенадцати лет пришел к родителям в Иерусалим на праздник Пасхи и потерялся в городе. Далее мы читаем: «Через три дня нашли его в храме сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Все слушавшие его дивились разуму и ответам его». В апокрифическом Евангелии от Фомы этот сюжет разработан гораздо подробнее. Образ малолетнего мудреца Христа имеет очень близкую параллель в египетской демотической литературе: в «Сказке о Сатни-Хемуасе» (I в. н. э.) именно таким выступает перед нами малолетний Са-Осирис. В сказке говорится: «Когда Са-Осирис подрос и окреп, его отдали в школу. Но прошло немного времени, и он стал знать больше, чем тот писец, который его учил. Маленький Са-Осирис начал тогда читать заклинания вместе с писцами „дома жизни" при храме Пта, и все, кто слышал его, бывали поражены».
В Евангелии от Луки в весьма лаконичной форме содержится предание о бедном Лазаре. В уже упомянутой египетской демотической «Сказке о Сатни-Хемуасе» мы находим аналогичный эпизод, но в гораздо более развернутом виде. Содержание его и идея одинаковы в обоих случаях: бедняк, несправедливо страдавший на земле, в потустороннем мире пользуется всеми его благами. Богач же, живший в изобилии и роскоши, подвергается после смерти жестоким наказаниям и унижениям из-за своих злодеяний на земле. В египетской сказке прямо говорится, что это результат беспристрастного суда богов, которые взвесили добрые и злые дела, совершенные на земле. Таким образом, евангельская притча о бедном Лазаре находит объяснение в представлениях египтян о загробном мире и в конечном итоге в главе 125 «Книги мертвых» с ее описанием загробного суда. Но особенно важно то, что и в египетской сказке, и в христианской легенде мы обнаруживаем явную идею о загробном воздаянии за дела на земле.
Интересно отметить, что известное изречение Христа (Евангелие от Матфея): «Взявший меч от меча и погибнет» — является перифразой слов фараона Петубаста: «Кто точит меч, в шею того он и вонзится».
Многие египетские религиозные представления восприняты христианством лишь в слегка измененном виде; таковы, например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, о мучениях и пытках и т. п.
В греко-египетском культурном синкретизме Египет был преимущественно стороной дающей, а не воспринимающей. Это несомненный и неопровержимый факт. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская культура превосходила эллинскую. Египетская культура хронологически и стадиально предшествовала последней. Когда Египет навсегда потерял независимость, когда там прочно обосновались греки и государственным языком стал греческий, исчезли всякие перспективы дальнейшего развития и процветания древней культуры Египта. Все восстания против господства греков оканчивались неудачно. Более того, тем самым древняя культура долины Нила была обречена на медленное, но неизбежное угасание. И именно поэтому египтяне старались пропагандировать свое мировоззрение, свои убеждения и свои взгляды среди чужеземцев, захвативших власть в их стране. Эта пропаганда велась, естественно, на греческом языке. Египтяне отлично понимали силу и значение слова и высоко ценили его. В поучении неизвестного царя своему сыну Мерикаре мы находим следующие замечательные слова, сказанные за 2000 лет до н. э.: «...сильнее речь, чем любое оружие». Опираясь на это убеждение, они уже во времена эллинизма развернули широкую борьбу словом с чужеземцами за свою многовековую древнюю культуру. Но ничто не могло отвратить начинающийся процесс синкретизма и слияния обеих культур в культуру эллинистическую, так же как и возродить древнюю культуру. Египет отдавал грекам все, что те готовы были взять. Греки усвоили и использовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней цивилизацией Египта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру.
Вполне закономерно, что Александрия стала важнейшим центром эллинистического мира: здесь была создана и функционировала самая большая в древности библиотека; здесь подвизался знаменитый философ Филон Александрийский и многие другие ученые и мыслители; здесь же развернули свою деятельность деятели и теоретики раннего христианства, такие, как гностики Валентин и Василид, Клемент Александрийский и Ориген и другие и, наконец, Арий. Здесь же сталкивались и сплетались разнообразные направления и течения человеческой мысли и человеческих эмоций. И в этом кипящем котле наследие древнего Египта не могло не сыграть своей исторической роли.
Вопросы:
- Сколько веков (примерно) папирус служил писчим материалом в Египте и изменился ли метод его изготовления за это время?
- Какова роль папируса в истории человеческой культуры?
- . Чей алфавит, по вашему мнению, был родоначальником большинства алфавитов в мире? Ответ обоснуйте.
- Кто были духовными и умственными вождями в древнем обществе и почему?
- Что вы можете сказать о вкладе египтян в математику, астрономию и медицину?
- Какое влияние оказала литература древнего Египта на литературы других стран?
- Какой отклик нашла древнеегипетская религия в других религиях мира?
Источники: Академия наук СССР «Культура древнего Египта» 1975г