Медицина Древнего Египта

В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества.
Эдуард Шюре (“Мистерии Египта”)
Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.
Велики были достижения египтян в области медицины. Египетские врачи пользовались всеобщим признанием. Их престиж в соседних странах был столь велик, что нередко при дворе того или иного владыки можно было встретить египетского медика. Египетские врачи, пользуясь своим высоким общественным положением, иногда могли влиять и на политические события. Так, по словам греческого историка Геродота, персидский царь Кир просил у фараона Амасиса «лучшего в целом Египте» глазного врача. Окулист этот достиг впоследствии такого влияния при персидском дворе, что даже якобы сумел убедить царя Камбиза начать в 525 г. до н. э. вторжение в Египет. Другой врач, вполне реальное историческое лицо, современник Камбиза, жрец Уджагорресент, заявляет в своей автобиографической надписи, что персидский завоеватель приказал ему «быть в сане Великого врачеванием, заставил быть рядом с ним в качестве семера, начальника дворца».
В V в. до н. э., по словам Геродота, в египетской медицине происходит строгая специализация. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».
По утверждению Клемента Александрийского, жившего во 11 в., из 42 священных книг, хранившихся в египетских храмах, 6 были посвящены медицине.
Египетская медицина как наука выросла из практического опыта, накопленного веками, начиная с додинастической эпохи, и из магии. Истинные причины заболеваний египетским врачам большей частью оставались неизвестными. Виновниками болезней считались злые боги, духи, демоны, проникшие в тело человека. Чтобы их удалить, «заговорить», требовалось знание магических заклинаний, молитв, обращенных к добрым богам — Исиде, Тоту, Гору, Нейт. Полезные лечебные средства, выявленные эмпирическим путем, обычно использовались египетскими врачами наряду с нелепыми, на наш взгляд, предписаниями и произнесением магических формул против демона болезни. Лишь постепенно египетская медицина освобождалась от своего религиозно-магического балласта, но полностью она с ним так, однако, и не рассталась. Египетский врач, называвшийся «суну», был в то же время магом и жрецом могучей львиноголовой богини Сохмет, «специалистом в деле ,,борьбы"» с таинственными виновниками болезней. Он должен был знать наряду с лекарствами множество заговоров и молитв и произносить их при лечении своих пациентов. Болезнь рассматривалась обычно как зловредное существо, которое нужно прогнать. Так, в одном заговоре сказано: «Другое лекарство. Рыбу „абджу", чья пасть наполнена смолой теребинта, сварить и съесть перед сном. То, что при этом говорится как заклинание. ,,О мертвый, о покойник, скрывшийся, спрятавшийся в этом моем мясе, в этих частях моего тела. Ступай прочь из этого моего мяса, из этих частей моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся — удались! Скрывшийся — выходи!"»
Действенным средством лечения считалось обращение к благим богам-целителям, во главе которых, по представлению древних египтян, стоял Тот (греки впоследствии отождествили его с Гермесом Трисмегистом). Под особым покровительством Тота находились окулисты. Бог Гор, сын Осириса и Исиды, также часто призывался врачами в заговорах и молитвах. Богиня Тауэрт, изображавшаяся в образе гиппопотама, рассматривалась как покровительница рожениц. Позднее, в саисское время (VI в. до н. э.), покровительницей врачей была признана богиня Нейт.
Некоторые египетские храмы пользовались авторитетом как священные места, способствующие исцелению. Такая репутация была, в частности, у храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари и у мемфисского Серапеума.
Обучение Врачеванию
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни («пер анх»). Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.
Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли “знающий вещи”. Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать “знающего по знанию его”.
Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: “Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему “лучшего в целом Египте” глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”.
Геродот пишет о Египте V в. до н.э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в “Одиссее”. Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена

“... подлить вознамерилась соку,
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье
Бедствий дающего...
Диева светлая дочь обладала там соком чудесным;
Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,
Им наделила; земля там богатообильная, много
Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким
Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода”.
(Перевод с древнегреческого В.А.Жуковского)
Всего нам известно 10 основных медицинских папирусов, получивших в египтологии названия или по имени их первых владельцев (папирусы Херст, Эдвина Смита, Честер Битти, Карлсберг), или по месту находки (папирусы Кахунский, из Рамессеума), или по наименованию городов, где они хранятся (папирусы Лейденский, Лондонский, Берлинский), или, наконец, по имени первого издателя (папирус Эберса).
Однако, среди всех древнеегипетских медицинских текстов, известных нам, бесспорно наибольшее значение имеют два замечательных папируса, составленные в эпоху Нового царства, - большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита.
Папирус Эберса
Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.
Папирус Эдвина Смита
Папирус Эдвина Смита имеет очень четкую и строгую композицию. Сначала перечисляются травмы головы, а потом расположенных ниже частей тела. Затем описываются повреждения мягких покровов и костей черепа, мозга. Далее идет речь о травмах горла, ключиц, предплечья, грудной клетки, позвоночника. К сожалению, конец папируса не сохранился.
Исследование больного рекомендуется начинать с опроса. Затем следует детальный осмотр его, изучение пульса.
Этика того времени требовала, чтобы пациенту сразу было сообщено одно из трех возможных мнений врача о его болезни, т.е. это: 1) «Болезнь, которую я буду лечить», или 2) «Болезнь, с которой буду бороться», или 3) «Болезнь, которую нельзя вылечить».
Египетские хирурги отваживались на довольно сложные оперативные вмешательства. При этом они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Ряд таких инструментов – скальпелей, ножей, игл, - с тщательно отполированной поверхностью, известен нам по находкам в гробницах. В некоторых случаях на стенах гробниц представлены и изображения простейших операций, как, например, обрезание мальчиков. При лечении переломов применялись лубки – деревянные и мягкие, из льняных бинтов, пропитанных смолой. Подобные лубки были обнаружены на мумиях.
Возможно, первым хирургом в Египте был Имхотеп, живший в начале III тысячелетия до н.э., - везир, верховный жрец, придворный врач и архитектор фараона III династии Джосера, которому он построил первую в долине Нила пирамиду. Трудно сказать, был ли Имхотеп хирургом, хотя тысячелетняя традиция упорно называла его великим хирургом. Не подлежит, однако, сомнению что уже в глубокой древности египетский народ смог подняться до больших высот в области развития врачебного искусства.

Вопросы:

  1. 1Какое место в обществе занимали египетские медики и почему?
  2. Какими, по мнению египетских врачей, были истинные причины заболеваний?
  3. Что вы знаете о Домах жизни?
  4. Какие папирусы имеют наибольшее значение среди всех (найденных) древнеегипетских текстов и что вам о них известно (выделите основное)?
  5. Кто считается первым хирургом в Египте?
  6. Источники: Академия наук СССР «Культура древнего Египта» 1975г
    Hosted by uCoz