Архитектура Древнего Египта

«Все на свете страшится времени, время страшится пирамид»,
- арабская пословица
Зачарованные головокружительными глубинами тех далеких веков, когда вырастали пирамиды, мы подчас забываем, что это постройки не первой, а довольно зрелой стадии эволюции египетского общества. Монументальная архитектура не возникает, как утверждалось ранее, «в начале развития той или иной культуры», «в момент, когда варварский народ неожиданно осознает себя и свою силу». Сказанное нами относится в равной мере как к пирамидам, так и к готическим кафедральным соборам, романским базиликам, римским амфитеатрам, греческим храмам и т. п., а также к вавилонским зиккуратам. Строительство таких значительных сооружений невозможно без столетиями накопленного опыта, без использования и преодоления традиций, создания экономических, технических, организационных и идеологических предпосылок.
Как вам уже известно, в начале III тысячелетия до н.э. произошло объединение обоих царств Египта – Верхнего и нижнего. Становление рабовладельческого централизованного государства сопровождалось созданием общегосударственной религии, в которой культу царя отводилось одно из центральных мест. В его титулатуру ввели особое имя, которое давалось ему при вступлении на престол. Это было так называемое «имя Гора», которое отождествляло фараона с богом. Обожествление царствующего фараона продолжалось и после его смерти. Начиная с V династии он именовался уже «великим богом», уподоблялся умиравшему и воскресавшему богу Осирису, царю загробного мира. Почивший фараон становился средоточием почитания предков и посредником между людьми и богами.
Культ умершего царя принял в Египте огромные размеры. Это и было причиной строительства грандиозных царских усыпальниц – пирамид, которые достигли, особенно в период IV династии, колоссальных размеров.
Когда первые научные исследователи Египта удостоверились в правоте античных авторов, утверждавших, что пирамиды — это гробницы царей, они задумались, как же египтяне хоронили своих властителей до появления пирамид. Они, конечно, не считали, что эти правильные геометрические пирамиды из камня, достигающие колоссальных размеров, возникли «ни с того ни с сего, точно вулканические острова в море», что в своих геометрических очертаниях они «выкристаллизовались из песчаных барханов пустынь». Еще Виз и Перринг подозревали, что ступенчатая пирамида — «предварительная ступень» истинной пирамиды. Шампольон и Розеллини нашли много точек соприкосновения между царскими и прочими гробницами, они пытались даже найти нечто общее между пирамидами в Гизе и скальными гробницами в Долине царей. В этот период первых открытий ближе всех подошел к истине Лепсиус, обнаруживший связь между пирамидами и окружающими их гробницами сановников, которые тамошние арабы называли мастабами, т. е. так же, как массивные глиняные «скамьи» перед крестьянскими домами. И вот Лепсиус высказал мысль, что в таких мастабах (этот термин был принят и египтологией) египтяне прежде хоронили царей; естественно, эти царские мастабы были больше по размерам и ради внушительности и пущей безопасности укрыты каменными платформами-крышками. Из этих-то громоздящихся одна на другую, все уменьшавшихся платформ и возникла, по его мнению, «ступенчатая мастаба», каковой он считал пирамиду Джосера в Саккара, а уже из нее впоследствии развилась «истинная» пирамида. Позднейшие исследования, откорректировав и дополнив эту теорию, в основном подтвердили ее.Однако реальное доказательство того, что пирамиды возникли из мастаб, наука получила лишь в середине нашего века. Оно принадлежит британскому археологу У. Б. Эмери, который в 1935—1956 гг. вел широкое обследование захоронения в Саккара и обнаружил там ряд мастаб, относящихся к архаической эпохе. Все они были из кирпича и различны по размерам; одну из самых больших, хотя она и была в плачевном состоянии, сравнительно нетрудно было реконструировать. Она представляла собой срезанную пирамиду высотой примерно 5 метров, площадь ее в основании равнялась 28*14 квадратным метрам, наверху — 14*7 квадратным метрам. Первоначально эта пирамида имела примерно двадцать невысоких ступеней и ограждение в виде пятиметровой стены с расположенными через правильные промежутки выступами. Она весьма напоминала ступенчатую пирамиду Джосера, и невольно возникала мысль, что архитектор пирамиды Джосера взял ее за образец. Позднейшее ее обследование подтвердило предположение Эмери: перед ним была мастаба не какого-нибудь сановника, а самого царя, а именно Хора Анджиба, первого царя, упоминаемого в «Саккарском списке», который, как царь «Верхнего и Нижнего Египта», звался Мербиап (Миебидос) и, согласно «Абидосскому списку» и Манефону, был шестым правителем I династии!
На самом деле, поиски прообраза пирамид в Саккара имели свою причину: здесь, на месте некрополя главного города Древнего царства Мемфиса, были воздвигнуты первые пирамиды, значит, здесь же должны были находиться и постройки, впоследствии развившиеся в них.
Но не следует ли пойти еще дальше и искать исходную точку в гробницах, предшествовавших мастабам? В гробницах не владык и сановников, а простых египтян? Ведь мастабы относятся уже к исторической эпохе существования Египта, а есть ведь могилы египетских земледельцев и оседлых охотников, которые на многие столетия древнее...
Насколько можно судить по раскопкам, могилы простых египтян на склоне доисторической эпохи в большинстве своем были двух типов. Земледельцы Нижнего Египта хоронили мертвых в своих жилищах, позже строили для них на краю деревни кирпичные «дома мертвых» с наклонными стенами. В Верхнем Египте удерживалась традиция древних «кочевых» захоронений: мертвых укладывали в ямы и прикрывали песком, обожженным камнем, позже стали строить гробницы из кирпича. Элементы обоих захоронений соединились позже в мастабе. Таким образом, старейший из известных типов египетских могил — яма в песке с песчаной насыпью, укрепленной каменной кладкой. Может, именно здесь и надо искать зачатки развития способа захоронения, обретшего в конце концов вид каменного холма, названного «пирамидой»?
Во всяком случае, такая возможность не исключена. Ведь начало почти всегда бывает скромным. Мастабы, прямые предшественницы пирамид, были гробницами представителей привилегированных классов египетского общества. В древнейшие времена их повелевали строить цари, позднее лишь сановники и видные особы. Мы знаем несколько сотен таких мастаб, довольно прилично сохранившихся; сооружали их не только до пирамид и одновременно с ними, но и после.
Исследователи Египта с самого начала уделяли мастабам большое внимание; их изучению отдано гораздо больше времени и усилий, чем изучению пирамид. Ведь именно в них найдено наибольшее количество тех свидетельств о жизни древних египтян, которыми ныне располагает наука. Гробницы правителей преимущественно дают информацию о политических событиях и воинских походах, правда не всегда объективную. Захоронения простых египтян сообщают нам мало сведений, они подтверждают лишь общеизвестный факт — существование в египетском обществе классовых противоречий. Могилы слуг и рабов чрезвычайно убоги, кроме того, их обнаружено весьма мало. Мастабы служат для нас главным источником сведений об условиях существования различных классов, и прежде всего народных масс. Без них мы бы ничего не знали о буднях Египта, которые не вошли в историю. При этом необходимо заметить, что каждая мастаба — оригинальное архитектурное произведение. Среди всех сохранившихся мастаб нет и двух одинаковых.
Погребальная камера всегда находилась в подземелье, обычно на глубине 2—3 метров, а иной раз 10 или даже 20. Чаще всего она была вытесана в скале; если же ее выкапывали в песке, то стены обкладывали кирпичом, а потолок перекрывали крепкими бревнами. Форму она имела квадратную или прямоугольную, причем главная ось проходила с севера на юг (часто не слишком точно). Самые маленькие погребальные камеры занимают примерно квадратный метр, и мертвые тела помещены в них наискось, из угла в угол; самые большие имеют длину 10 и даже 12 метров и высоту от 2 до 4 метров. В одних камерах на стенах остались следы росписей, в других — довольно толстой штукатурки, в третьих стены великолепно отшлифованы. Перед погребальной камерой всегда расположена «передняя», в которую ведет отвесная (в редких случаях — наклонная) шахта для спуска гроба с покойником; во время строительства через нее поступал необходимый для работников воздух.
К сожалению, сокровища, спрятанные в мастабах, привлекали грабителей. Поэтому приходилось принимать меры предосторожности. И особо надежно надо было укрыть тело умершего. Для этого египтяне не жалели ни сил, ни средств, особенно если речь шла о драгоценном теле царя.
Ведь что такое земная жизнь, даже если доживаешь до идеального возраста — ста десяти лет, против вечности?
Постепенное превращение мастабы в пирамиду, безусловно, не объясняется одними лишь требованиями безопасности. Но нельзя и недооценивать их: заказчики и строители гробниц с самого начала уделяли им основное внимание; грабителей они боялись, пожалуй, не меньше, чем богов. Немалое влияние оказали на эту эволюцию и религиозные воззрения: в Тисе (Тине), где жили цари двух первых династий, были иные погребальные обычаи, нежели в Мемфисе, где находилась резиденция царей с III по VI династию, повелевавших строить для себя пирамиды. Не последнюю роль сыграли экономические и политические факторы. Царская власть за три столетия, прошедшие с объединения Египта, достигла небывалого могущества, а развитие земледелия и добыча от военных походов давали средства для построек, какие прежним правителям и не снились. В конце концов не исключено, что какое-то воздействие оказывали и чисто субъективные моменты: стремление продемонстрировать свое могущество, богатство, «царская мания величия».
Разумеется, все эти факторы, а возможно, и другие, не известные нам, действовали, взаимодополняя друг друга; попытка объяснить переход от мастабы к пирамиде какой-то «одной причиной» была бы свидетельством метафизического образа мышления. Переход этот не был «заранее продуман» или «спланирован», он просто «наступил». Ученые единодушно утверждают, что первую пирамиду начали строить как традиционную мастабу. И лишь в процессе строительства, в результате некоторых изменений в плане, она превратилась в ступенчатую пирамиду. Но она с самого начала отличалась от предыдущих мастаб: в качестве строительного материала здесь вместо кирпича-сырца применялись каменные блоки.
Как нам известно, эту первую пирамиду, ставшую самой большой постройкой не только в Египте, но и во всем тогдашнем мире, около 2700 года до н. э. повелел построить правитель III династии Джосер; ее архитектором, согласно древнеегипетской традиции, был высший сановник Джосера Имхотеп.
Если считать, что мастаба была как бы уменьшенным изображением дворца, то пирамида Джосера с прилегающими строениями и подворьем была изображением целого дворцового комплекса. А поскольку царь стоял выше всех людей, то его надгробие из белоснежного, сверкающего на солнце известняка должно было возвышаться над всеми остальными постройками. Правитель Джосер не оставил в истории почти никакого следа, но творение его архитекторов и рабочих, первая монументальная постройка из камня на земле, стоит и поныне.
Архитектор пирамиды Джосера Имхотеп, согласно египетскому преданию, записанному Манефоном,— основоположник каменного строительства. Ему же приписывалось и авторство одного из древнейших «поучений», и посему он считался покровителем письменности и образования; в Саисскую эпоху (а возможно, и раньше) ему оказывали высшие почести наравне с богами, ибо он был мудрец, а поскольку каждому египетскому мудрецу одновременно полагалось быть прорицателем и лекарем, то в эпоху Птолемеев его возвели еще и в ранг бога медицины. Однако его историческое существование несомненно; по-видимому, он был высшим сановником царя Джосера и, выполняя свои функции, руководил строительством его гробницы. Возможно, что как раз он и был инициатором ее перестройки из традиционной мастабы в ступенчатую пирамиду. Его собственной гробницы не нашли, но имя его сохранилось на двух надписях времен Древнего царства; одна из них высечена на постаменте изваяния в сердабе, обнаруженном Фёрсом в Саккара. Это первое известное нам имя во всей истории мировой архитектуры.
Итак, ясно и бесспорно, что пирамида Джосера, как и любая пирамида после нее, строилась силой человеческих мускулов с применением самых простейших вспомогательных средств. Машины как источники энергии египтянам в те времена не были известны, тягловой силой животных они умели пользоваться весьма ограниченно. Не нашлось доказательств, хотя бы косвенно подтверждающих, что египтяне применяли в строительстве колесо или блок, не говоря уже о более сложных технических средствах. В эпоху строительства пирамид они были знакомы с рычагом, катком и наклонной плоскостью. Знали еще и вал, но имеются данные лишь о том, что они пользовались им при спуске каменных блоков, закрывающих колодец погребальной камеры. Их инструментарий весьма ограничен: долота, молоты, кирки, шары па ручках, жерди, клинья и пилы для камня. Металлические инструменты — исключительно из меди, каменные — преимущественно из гранита и долерита. Однако медные инструменты из последних находок отличаются поразительной твердостью; создается впечатление, что вопреки мнению первых египтологов древние египтяне уже в этот период умели закаливать медь. К бронзовым инструментам они перешли позднее, к железным — лишь в Позднюю эпоху.
Но говоря о пирамидах нельзя не обратить внимание на самую грандиозную из них, так называемую Большую пирамиду, принадлежащую Хуфу (Хеопсу), второму царю IV династии.
Построена она Хемиуном, племянником фараона. Пирамида производила грандиозное и величественное впечатление своими огромными гладкими стенами, уходящими ввысь, белизной сверкающих на солнце плит облицовки из мелкозернистого известняка. Высота пирамиды – 146,6 м, длина каждой стороны по основанию – 233 м. Пирамида доминирует над обширным пространством, над всеми сооружениями и гробницами знати, расположенными вблизи.
Конструкция пирамиды, почти монолитного каменного сооружения, рассчитана с удивительной точностью, что свидетельствует о высоком уровне математических знаний в древнем Египте. Чтобы каменная масса блоков не давила на внутренние помещения, над входом, расположенным на северной стороне, на высоте четырнадцати метров от основания пирамиды, сделан свод, а над усыпальницей, где помещался саркофаг фараона, оставлены пустоты, так называемые разгрузочные камеры. Внутри пирамиды проложены галереи: одна узкая, длиной 95м, ведет вниз, другая, широкая – вверх, в погребальную камеру в центре пирамиды. Из нее наружу выходят два очень узких, по-видимому, вентиляционных канала. Блоки и плиты всех внутренних помещений отполированы до блеска.
Наружная облицовка пирамиды утрачена, верхушка сбита. Но, несмотря на это, пирамида и сейчас производит неизгладимое впечатление. По сравнению с гробницами предшествующего периода пирамиды в Гизе были новым словом в развитии египетского зодчества. Ни одна из последующих пирамид ни по масштабам, ни по технике не достигала уровня трех усыпальниц (Хуфу, Хафра и Менкаура).
В общий комплекс гизехских пирамид органически входит свободно стоящее скульптурное изображение сфинкса, прославляющее, как предполагают, фараона Хафра. Высеченная из целой скалы фигура лежащего льва с головой фараона так велика, что между передними лапами сфинкса в XVI в до н.э. построили храм. Высота сфинкса – 20м, длина – 57м. На голове сфинкса царский головной убор – клавт, на лбу – урей. Лицо было выкрашено в красно-кирпичный цвет, полоски клавта – в синий и красный. Сверхъестественная мощь фараона, олицетворенная в сфинксе, внушала страх и требовала поклонения.
Около каждой пирамиды сооружали поминальный храм, где выполняли поминальные обряды во время царских похорон, а впоследствии совершали жертвоприношения умершему фараону. Лучше других сохранился храм при пирамиде Хафра. Он представляет собой прямоугольное здание с плоской крышей; вход в здание фланкируют два сфинкса.
В этом храме впервые в архитектуре появляются свободно стоящие четырехгранные столбы из блоков темного гранита, служащие опорой для перекрытия. Отполированные до блеска столбы по цвету хорошо сочетаются со сливочно-белыми алебастровыми плитами пола и розовым гранитом стен. На этом фоне четко выделяются зеленоватые диоритовые статуи фараона.
Строили в древнем Египте и храмы другого типа, не связанные с заупокойным культом. Это были храмы, посвященные богу солнца Ра. Ни один из них не сохранился до нашего времени. Судя по развалинам, такое святилище времени V династии, построенное фараоном Ниусерра в Саккакра, представляло собой огороженную стеной площадку. В центре ее на высоком постаменте высился символ Ра – огромный массивный обелиск. Его верхушку венчала небольшая пирамида, облицованная листами электрона.Строители храмов и гробниц Древнего царства, создавая сооружения из камня, полностью овладели его декоративными и конструктивными возможностями.
Блестящий расцвет культуры Египта был прерван в конце XVIII в. до н. э. вторжением кочевых племен — гиксосов. Более чем на столетие подчинили они страну. Лишь к середине XVI в до н. э. гиксосы были изгнаны из Египта. Борьбу с гиксосами возглавил правитель Фиванского нома. Он же стал основателем XVIII династии под именем фараона Яхмоса I. Яхмос не только вновь объединил Египет, но и, преследуя врагов, вторгся в Южную Палестину. Вслед за Яхмосом I победоносные войны ведут и другие египетские фараоны Нового царства. Захват богатой добычи после каждого похода, многочисленные военнопленные, обращаемые в рабов, приводят к небывалому усилению рабовладельческой знати. Египет на несколько столетий превращается в сильнейшую военно-рабовладельческую державу средиземноморского мира и тяготеющих к нему районов.
Столица Египта — Фивы — один из самых блистательных городов древнего мира. Фивами восхищались все, кому посчастливилось побывать там. Их воспел в «Илиаде» (IX, 381—384) Гомер.Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати, окруженные садами, и величественные храмы.
Классический храм Нового царства представлял собой вытянутое прямоугольное здание, обнесенное массивной стеной. Вход оформлен двумя пилонами (впоследствии в храмах Нового царства число пилонов значительно увеличилось). Между ними узкий проход, через который попадали в открытый двор, обрамленный колоннадой и замыкавшийся портиком напротив входа. Из портика входили в колонный зал, освещенный окнами под самым потолком; дальше было расположено святилище со статуей бога, которому храм посвящался. Святилища других богов и подсобные помещения — кладовые, библиотека — располагались по бокам здания.
Перед входом у пилонов стояли гигантские статуи богов и царей, на высоких мачтах перед ними развевались флаги. Величественно оформленный вход и дорога, подводящая к храму, по обеим сторонам которой стояли застывшие фигуры сфинксов или священных баранов бога Амона, создавали у молящихся торжественное настроение.
Многочисленные статуи фараона, помещенные между колоннами, и грандиозные рельефы с изображением царей и богов на стенах преследовали все ту же цель — прославление властелина Египта.
Одним из самых знаменитых храмов Нового царства, любимым детищем фараонов Нового царства, был Карнак, посвященный главному египетскому богу — богу солнца Амону-Ра. Стены храма украшали огромные рельефы религиозного содержания. Кроме того, каждый фараон после удачных, победоносных войн запечатлевал в рельефах свои боевые подвиги и победы, сопровождая их текстом, высеченным тут же на стенах. Храм, таким образом, стал своеобразной каменной летописью египетских властителей. Не удивительно поэтому, что почти каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда переделывал старые. Лучшие зодчие, скульпторы и художники трудились в Карнаке, великой сокровищнице египетского искусства. При раскопках храма только из одного тайника археологи извлекли 779 больших каменных статуй и свыше 17 000 небольших бронзовых статуэток.
Среди святилищ, созданных в этот период, не менее великолепен и храм в Луксоре, построенный во второй половине XV в. До н.э., при фараоне Аменхотепе III. Строительство его продолжалось и позднее – при Рамсесе II. Уже сам план храма поражал грандиозностью. Все помещения расположены с соблюдением почти полной симметрии. Перед входом в храм находится открытый двор. Портик с рядом двойных колонн окружал его со всех сторон. Зодчий — тоже Аменхотеп, младший современник Аменхотепа, сына Хапу,— задумал разбить перед двором еще один большой двор с огромной колоннадой. Проект не успели осуществить, а выстроили только центральную колоннаду из четырнадцати колонн высотой 20 м с капителями в виде раскрытых цветов папируса.
Столь же грандиозен был и поминальный храм Аменхотепа III, сооруженный некогда на западном берегу Нила, но он совершенно разрушен. О его огромных размерах можно судить только по двум гигантским статуям фараона (их высота достигает 21 м), сохранившимся до сих пор. Они стояли перед пилонами. Эти статуи названы греками впоследствии колоссами Мемнона. От них к Нилу шла аллея сфинксов, лицам которых было придано портретное сходство с Аменхотепом III. С 1838 г. два из них украшают в Ленинграде набережную Невы около Академии художеств.Основные архитектурные элементы, созданные зодчими при строительстве Карнака и Луксора, широко использовались в последующие времена: фасады фланкировались пилонами, дворы и залы украшались портиками с двойным рядом колонн, центральные залы заполнялись многочисленными колоннадами, все чаще применялись капители в виде цветов папируса и лотоса.
Особое место в архитектуре храмов принадлежит поминальным святилищам. В отличие от подобных храмов Древнего и Среднего царств, обычно непосредственно примыкающих к гробницам, теперь поминальные храмы отроились отдельно от усыпальниц. На западном берегу Нила, глубоко в скалах, вырубались погребальные камеры, и вход в них тщательно замуровывали. Участившиеся грабежи богатых сокровищами гробниц, особенно царских, заставили тщательно скрывать их местоположение. Недаром архитектор Инени пишет в своей автобиографии: «Я один наблюдал, как высекали скальную гробницу его величества, и никто не видел, и никто не слышал». Но хотя даже иногда и убивали рабочих-строителей, чтобы они никому не открыли тайных входов в усыпальницу, спасти гробницы от разграбления не могли.
Из многочисленных поминальных храмов особенно хорошо известен поминальный храм царицы Хатшепсут. Белые колоннады портиков этого храма до сих пор высятся среди желтых скал около селения Дейр-эль-Бахари.
Место для храма было выбрано не случайно. Здесь находился поминальный храм фараона Ментухотопа I. Фараон считался родоначальником фиванских царей, а его храм почитался святилищем фараонами-фиванцами во времена Среднего и Нового царств. Поэтому постройкой своего поминального храма рядом с храмом Ментухотепа I Хатшепсут подчеркивала и свою принадлежность к фиванской династии и право на царский венец.
Египтяне, по словам Геродота, были самыми набожными из людей. Тяга богов к роскоши свойственна всем странам во все времена. Однако богатства египетских храмов в период Нового царства поистине невообразимы. С момента прихода к власти фараона Яхмоса в них скапливаются все излишки, все, что удается сэкономить. Главной заботой фараонов становится постройка новых и восстановление старых святилищ.
В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы для рисовальщиков, резчиков и скульпторов, отдаваших свой талант на прославление богов и фараона. При них были библиотеки, где хранились архивы храма и всевозможные тексты. Таким образом, храм предстает перед нами как центр египетской жизни – «дом жизни». Он был собранием ученых, жрецов и мудрецов. Прежде всего это дом бога, где отправляют его культ, чтобы заслужить его милости. В то же время – это экономический и интеллектуальный центр. Именно в храме, и только в храме Платон мог встретиться с учеными и философами. И, наконец, в храме появились и развились из мифов театрализованные мистерии, которые заменяли египтянам драму и комедию.

Вопросы:

  1. Почему изучению мастаб уделяется (и уделялось!) больше времени, нежели изучению пирамид?
  2. Почему информация на гробницах не всегда была объективной?
  3. Назовите первое известное имя во всей мировой архитектуре.
  4. Что входит в общий комплекс гизехских пирамид и что вам о нем известно?
  5. Представьте, что вы древний египтянин, и расскажите чужестранцу о видах древнеегипетских храмов и об их назначении (задание выполните письменно).
  6. Источники: Академия наук СССР «Культура древнего Египта» 1975г;
    Войтех Замаровский: «Их величества пирамиды». Глава VII 1986г.
    Hosted by uCoz